
Обзор деятельности ФАС России: меры по ценовому урегулированию в условиях санкций
На протяжении последнего месяца наблюдается значительное повышение цен на различные потребительские товары, в том числе на продукты питания. Как правило, такая негативная динамика возникает из-за стандартных рыночных механизмов, однако недобросовестное поведение участников рынка также нередко становится причиной резкого роста цен.
По общему правилу, продавцы самостоятельно определяют порядок ценообразования, но сговор в этом отношении между участниками рынка недопустим.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) ведет постоянный мониторинг ценообразования на социально значимых рынках.
В рамках своей компетенции антимонопольный орган вправе проводить проверки, выдавать предупреждения, предостережения, предписания, а также привлекать к ответственности, в случае выявления правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, иными словами – осуществлять меры обеспечения конкуренции.
С целью мониторинга ситуации на различных товарных рынках ФАС России открыла сервис «горячая линия по ценам» (https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam), с помощью которого неравнодушные граждане могут сообщить об увеличении стоимости товаров и услуг, а антимонопольная служба использовать полученные сведения для выявления и пресечения необоснованного повышения цен.
Судя по новостям из СМИ, антимонопольный орган действительно проводит проверки по многочисленным заявлениям граждан, в особенности на товарном рынке сахара. Например, сообщается, что ФАС России на днях начала антикартельные проверки пяти крупнейших дистрибьюторов сахара.
Согласно Закону о защите конкуренции соглашения между конкурентами (картели), если они могут привести к установлению или поддержанию цен, запрещены (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
В случае выявления картельного сговора, лица, в отношении которых установлена вина, могут понести административную ответственность по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, которая предполагает наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- на юридических лиц - от 3 % до 15 % размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 рублей.
В случае, если ограничение конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения (картеля) причинило крупный (особо крупный) ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном (особо крупном) размере, то наступает уже уголовная ответственность, предусмотренная ст. 178 УК РФ.
Производители сахара также подвергаются проверке. Так, например, недавно стало известно о возбуждении антимонопольного дела в отношении крупнейшего производителя сахара в Российской Федерации – ООО «Продимекс». ФАС подозревает компанию в незаконной координации экономической деятельности торговых сетей, которая привела к повышению розничных цен на сахар.
Координация экономической деятельности в силу ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещена в случае, если такая координация приводит к установлению или поддержанию цен на товарном рынке. Ответственность за незаконную координацию экономической деятельности установлена в ч. 5 ст. 14.32 КоАП РФ, которая предусматривает санкцию в виде наложения административного штрафа
- на граждан в размере от 40 000 тысяч до 50 000 тысяч рублей;
- на должностных лиц – штраф в том же размере или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц – штраф от 1 000 000 до 5 000 000 рублей.
Судя по всему, в ближайшее время многих участников рынка потребительских товаров ожидает волна внеплановых проверок со стороны ФАС России с целью недопущения незаконных действий со стороны недобросовестных предпринимателей, которые на фоне повышенного спроса со стороны паникующего населения могут быть заинтересованы в получении сверхприбыли.